Главная Назад

Реализация приоритетного национального

проекта «Образование» в условиях сельской школы:

достижения,  проблемы, перспективы.

 

Доклад А.М. Подкуйко,

директора МОУ Сосновская сош № 2

на семинаре руководителей

образовательных учреждений

24.08.2006

 

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» проводился конкурсный отбор образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы.

Цель нашего участия в данном проекте представить лучший опыт работы школы на федеральном уровне по повышению качества и доступности образования, а также стремление улучшить материально-техническую базу школы. Сегодня получить достаточно существенные денежные средства стало реальным не только для коммерческих образовательных учреждений, обильно финансируемых спонсорами или хорошо обеспеченными родителями учеников, но и для любой «бюджетной» школы: правительство нашей страны наконец-то всерьез озаботилось состоянием российской системы образования и приняло специальную федеральную программу национальный приоритетный проект «Образование», в рамках которой проводится целый ряд грантовых и конкурсных мероприятий. В частности, новые проекты Министерства образования и науки предусматривают, что каждый год до 3000 лучших школ России будут поощряться грантами в 1 млн.рублей, а на поощрение  лучших учителей ежегодно будет выделяться 10 000 грантов по 100 000 рублей каждый. Всего же  до 2008 года такое финансирование на конкурсной основе получат 30 вузов и 6000 школ.

         Одним из условий участия в национальном проекте «Образование» является высокое качество образования. Так как в школе работают высококвалифицированные педагоги, которые душой болеют за конечный результат своей педагогической деятельности, то это и позволило повысить качество преподавания и как следствие качество знаний. При 100% успеваемости качество знаний за три последних года возросло с 46% до 54,8 %.

         В нашей школе  работают 48 педагогов, среди них педагог-психолог, педагог-логопед, социальный педагог.

·                   высшую квалификационную категорию имеют 5 учителей,

·                   первую квалификационную категорию- 24 человека

·                   2 учителя имеют  правительственные награды -Министерские грамоты

·                          2 человека -почетные звания  « Старший учитель»,

·                          2 человека «Отличник народного просвещения».

·                    5 учителей имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования»,

·                   3 учителя стали обладателями гранта «Соросовский учитель»

·                   и 2 учителя в этом году получат гранты в размере 100 000 рублей, это учитель физики Голиков В.Е., учитель русского языка и литературы Дмитриева Н.Е.

Школа работает над проблемой « Развитие интеллектуальных  творческих способностей на основе личностно-ориентированного подхода»

 Работая по данной проблеме педагоги  образовательного учреждения активно используют в своей работе различные образовательные технологии, такие как:

·        технология модульного обучения;         

·        групповые технологии;

·         информационные технологии;

·         игровые технологии;

·         проблемное обучение;

·         технологии уровневой дифференциации;

·         КСО;

·        элементы развивающего обучения;

·        проектная методика.

40 % преподавателей готовы к использованию информационно-коммуникационных технологий , 31% педагогов имеют дипломы об окончании Интернет-курсов, своим опытом они делятся с коллегами и оказывают помощь в применении информационно-коммуникационных технологий в работе.

         82% педагогов используют в УВП современные образовательные технологии. Разработаны и реализуются 11 элективных курсов по различным направлениям.

В Учреждении разработана , утверждена и реализуется Программа развития ОУ 2004-2010гг. , которая решает такие актуальные задачи как:

1.                Создание непрерывной системы образования «дошкольное учреждение школа – средне-специальное и высшие учебные заведения».

2.                Освоение учащимися системы знаний, приемов самостоятельной деятельности, основ грамотности на уровне государственных стандартов.

3.                Развитие ученического и родительского, педагогического и административного самоуправления через формирование  Попечительского совета, родительских комитетов.

4.                Осуществление предпрофильного и профильного образования с учетом интересов и способностей учащихся средней и старшей ступени и другие.

 

         В настоящее время разработан и реализуется проект «Базовая школа как центр территориального школьного объединения», цели которого:

- повысить качество, доступность и эффективность предоставления современных образовательных услуг в Базовой школе.

С этим проектом мы принимали участие в региональном конкурсе и стали победителями. В результате мы получили лабораторное оборудование для кабинетов химии. Физики, биологии на 150 тысяч рублей и получим компьютерное оборудование на сумму 290 тысяч рублей.

В школе создана психолого-педагогическая служба, куда вошли  школьный педагог-психолог Хлопкова Н.В., социальный педагог Чербаева М.И., старшая вожатая Щеголихина Н.В., заместитель директора по ВР Ломакина Г.Н.

К компетенции психолого-педагогической службы относится создание комфортного микроклимата в ученических коллективах и школы в целом, оказание психологической помощи учащимся, их родителям, педагогам, а также различным категориям населения поселка. Результатом работы службы стало  реализация программы «Трудные дети»и в школе снижен процент детских правонарушений с 4% до 2% и повысился уровень воспитанности. Реализуя программу «Трудные дети » классные руководители совместно с психологом школы и социальным педагогом посещают семьи, составляют акты обследования семьи, проводят индивидуальную работу с родителями.

         Активно реализуется в школе и программа «Одаренные дети». В школе обучалось 532 учащихся, из них на «4» и «5» обучаются 202 человека, отличников -73.  .

По результатам итоговой аттестации семь учащихся 9-ых классов получили аттестаты особого образца; 1 учащийся 11-го класса –награжден золотой медалью и   7- серебряными медалями.

Ежегодно учащиеся школы становятся победителями  призерами районных и зональных олимпиад. За последние 2 года 47 человек стали победителями и призерами зональных и районных, а также участниками областных олимпиад. В зональной олимпиаде по физике, математике, русскому языку, обществознанию, географии, биологии, английскому языку наши ученики заняли 6 первых мест, 4 вторых и 3 третьих места.

Учащиеся школы принимают активное участие в районных и областных конкурсах: Одним из ярких, интересных и увлекательных конкурсов ушедшего учебного года был областной конкурс среди педагогических классов. На участие в заочном туре были представлены творческие работы учащихся 9-А класса Пудовкиной Юлии и Обидиной Надежды. Их сочинения на тему "Почему я выбираю профессию педагога?" позволили им выйти во второй тур, который состоялся в городе Тамбове в педагогическом колледже №2 . В итоге по результатам всех конкурсов Пудовкина Юля заняла 1 место.  Областной конкурс детского творчества "Звёздочки Тамбовщины" не обошелся и без нашей ученицы. Семиклассница Шувакина Анжелика стала активной участницей этого мероприятия. Она была отмечена Дипломом 1 степени в областном фестивале "Тамбовская карусель". А еще  Анжелика вместе с Лукиной Ольгой (ученицей 11 класса) и Челюбеевой Татьяной (ученицей 5 класса) стали лауреатами районного конкурса "Я - автор".

         Благодарственные письма от районного союза детских организаций "Родничок" были вручены активным участникам летней и зимней ассамблей Аносовой Светлане и Щербининой Ольге.

         Ученица 6 класса Пономарёва Алина стала участницей областного конкурса мультимедийных презентаций "Дорога во Вселенную" и многое другое.

         Огромное внимание в школе уделяется воспитательной работе. Заместителем директора по ВР Ломакиной Г.Н. в 2005-2006 учебном году воспитательная работа была организована по следующим направлениям:

·       воспитание гражданственности и патриотизма;

·       нравственное воспитание;

·       спортивно – оздоровительная работа;

·       развитие творчества и организация культурного досуга;

·       профилактика правонарушений.

·       детское самоуправление.

Разработано и утверждено Положение о классном руководителе, должностные инструкции с учетом всех рекомендации.

         В школе четкая организация учебно-воспитательного процесса невозможна без хорошо налаженного сотрудничества педагогического коллектива и ученического самоуправления. Органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников. Целью ученического самоуправления является совершенствование контроля за деятельностью ученического коллектива, воспитание навыков административной работы у членов Совета старшеклассников. Обязанностью членов ученического самоуправления является добросовестное выполнение поручений, продолжение традиций школы, воспитание ответственности, дисциплинированности, патриотизма, уважения к старшим. Все это отражено в Положении о Совете старшеклассников и плане работы. Члены  органа ученического самоуправления рассматривают и утверждают положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; заслушивает отчеты и информации, оценивают результаты деятельности классных коллективов. Совет старшеклассников координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; организует выпуск стенгазеты; обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий. Традиционным стало проведение Дня самоуправления.

В школе действует «Республика «Школьная»», которая объединяет учащихся начального и среднего звена. Разработан Устав детской организации. Ежегодно проходят выборы президента Республики. Каждый город (класс) имеет право выдвинуть своего кандидата.          В истекшем учебном году детская организация нашей школы "Республика "Школьная" под руководством старшей вожатой Щеголихиной Н.В. приняла участие в областной игре "Путешествие по цветным морям".

Залогом успешной воспитательной деятельности является сотрудничество педколлектива с родителями. Ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребенка, поэтому учителя постарались сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Немаловажную роль в этом оказывают родительские комитеты и Попечительский совет школы под руководством его председателя Ярцева В.В. ,который совместно с членами Попечительского совета Богомоловым В.С., Марковой Л.В. принимали активное участие в решение важных проблем школы : привлечение спонсорских и родительских средств,  организации праздников, ремонт здания школы и многое другое.

         В школе в 2005-06 учебном году были организованы и постоянно действовали 14 кружков по интересам эстетического, патриотического, краеведческого, спортивного направления, которые посещали 80 % обучающихся.

Вся воспитательная работа контролируется в течение учебного года зам директора по ВР и в конце года заслушивается отчет о работе.

Одним из приоритетных направлений школьной политики является непрерывность образования. В результате проведенного мониторинга учащихся 8-9 классах  и их родителей было выявлено, какие предметы выбраны для углубленного изучения и каким профилям отдается набольшее предпочтение, что позволило сориентировать учителей в разработке элективных курсов для предпрофильной подготовки. В связи с этим был открыт педагогический класс, а в этом году открываем профильный класс.

Школа предоставляет равные стартовые возможности для детей старшего дошкольного возраста; с участием детских дошкольных учреждений разработана и реализуется «Программа преемственности между детским садом, младшим и средним звеном». Для родителей и детей, не посещающих детские сады, на базе школы организуется консультативная помощь педагога-психолога, логопеда и учителя начальных классов. Для полной удовлетворенности обучающихся предоставляемыми образовательными услугами заключены соглашения с педагогами школы на оказание дополнительных образовательных услуг на добровольной основе. Это было сделано с целью лучшей подготовки учащихся к ЕГЭ, так, например учитель математики Старцева О.С. осуществляла дифференцированную подготовку учащихся, отдельно занимаясь с  сильными учащимися и со слабыми, причем на группы они делились сами, но к сожалению у учащихся пока не достаточно ответственности, они еще не до конца понимают, что результаты зависят не только от учителя, но и от их желания, стремления получить высший балл. Тем не менее результаты ЕГЭ в этом году выше прошлогодних на 20 %.

         Социологический опрос детей и родителей позволил нам улучшить обслуживание в столовой, практически ликвидировать проблему адаптации на всех ступенях обучения.

         Реализуя Программу «Здоровье» 40% учащихся вовлечены в спортивные секции, организовано горячее питание.

          По итогам соревнований по легкой атлетике, футболу, силовому многоборью, настольному теннису, баскетболу и волейболу среди учащихся 10-11 классов наша школа в общем зачете заняла 1 место среди школ района. Также 1 место в общем зачете и среди учащихся 5-9 классов. В этом несомненная заслуга учителей физической культуры Юрасова В.П. и Головина О.Н. Здоровый  образ жизни можно сказать является нормой жизни для большинства учащихся школы.

         Охват горячим питанием детей составляет 95,4 %, что выше прошлогоднего показателя на 40 %. Горячий полноценный обед в школе получают большинство учащихся,  а дети из малообеспеченных, многодетных семей, а также с заболеваниями желудочно-кишечного тракта имеют право на льготное питание. Наша школа принимала участие в  областном конкурсе «На лучшую организацию питания в школьной столовой»., получив диплом участников областного конкурса и ценный подарок.

         Результатом реализации программы «Здоровье» является все таки не победа в конкурсах ,а положительная динамика в улучшении здоровья обучающихся.

         Ежегодно в школе работает лагерь с дневным пребыванием   « Планета детства». 140 мальчишек и девчонок с огромным удовольствием провели весь июнь в стенах родной школы. Воспитатели, вожатые сделали все, чтобы отдых детей был интересным, увлекательным, насыщенным, и в тоже время познавательным. В первые в этом году была открыта профильная смена патриотического направления  Организацию  профильной смены осуществили начальник лагеря Рогозина И.В. и старшая вожатая  Щеголихина Н.В. В план работы лагеря были включены мероприятия по реализации проекта «Забота о ветеранах ВОВ»

         Работая в патриотическом направлении учащиеся школы приняли участие в федеральном  конкурсе -проектов "Я - Гражданин", с проектом "Забота о ветеранах Великой Отечественной войны". Наши пятиклассники под руководством классного руководителя, учителя истории Кадомской М.П.  по результатам первого заочного тура вышли в финал, где среди 10 команд были пятыми. За активное участие они были награждены ценными подарками, а их проект признан одним из лучших.

         Наряду с активным участием наших детей в различных конкурсах, смотрах и проектах не менее активное участие в конкурсах профессионального мастерства принимают и педагоги школы. Учитель математики, старшая вожатая Щеголихина Н.В. стала победителем в номинации "Педагогическое вдохновение" областного конкурса "Учитель года - 2006", Почетный диплом  получил учитель физики Голиков В.Е. за статью «Мотивация мыслительной деятельности и формирования познавательного интереса учащихся на уроках физики» опубликованной на сайте «Августовский виртуальный педсовет» и в журнале «Лидеры образования 2005».

         Хорошо развито социальное партнерство с Районной библиотекой, Музыкальной школой, Домом культуры, Центром детского юношеского творчества, Детским юношеским центром, с общественными организациями (ПМК-2, СМИ, Центр занятости населения, РОВД, ЦРБ, СХПК «Сосновский»).

Крестовоздвиженской церковью.(ведется православный кружок).

Заключены договора между школой и РДК, ДЮЦ, Домом творчества, ЦРБ.

         Высокие результаты работы школы позволили одержать победу в региональном конкурсе « Лучшие школы Тамбовщины - 2005» и принять участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование».  В результате школа стала победителем в этом конкурсе и выиграла миллион!

Эти  деньги пойдут на укрепление материально-технической  и методической базы школы.  Приобретена ученическая мебель, оргтехника, будет приобретена методическая литература, спортинвентарь. Однако полученные деньги всех проблем школы ,конечно же, не решают. Слишком их много, да и существуют ограничения по использованию полученных средств, так, например, нельзя на эти деньги приобрести оборудование для столовой, актового зала и ни в коем случае нельзя потратить на решение приоритетного вопроса- ремонт . А необходимо произвести капитальный ремонт спортзала.

Из этих средств выделяем средства на повышение квалификации учителей, с последующим предоставлением им возможности успешно использовать полученные знания, умения и навыки для решения повседневных профессиональных задач. Вот поэтому мы оснащаем школу новейшими средствами информационных и коммуникационных технологий, это позволит решить сразу целый комплекс стоящих перед современной школой проблем, например, применение новейших средств ИКТ и, с их помощью, современных программных средств образовательного назначения позволят повысить наглядность изложенного материала.

         Наличие современной оргтехники позволит шире использовать в своей работе информационно-коммуникационной технологии, что естественно скажется на улучшение качества образования.

Все вопросы решаются коллегиально. Участвовать в конкурсах необходимо, и реально получить денежные средства, надо отметить, оценка работы школы, объективна и общеобразовательное учреждение нисколько не уступает лицеям и гимназиям. Мы готовы оказывать консультативную помощь любому образовательному учреждению, которое решит участвовать в конкурсах и проектах.

Главная Назад